Down to Hell

hell

Скользкими зимними канадскими дорогами забросила нелегкая в наш уездный городок престарелую звезду тяжелого рока – одного из отцов основателей мрачного его направления товарища Ронни Джеймса Дио (Ronnie James Dio).
Вместо того, чтобы тихо доживать на заслуженном отдыхе, Дио подбил двух старых дружбанов из «Блэк Саббат»( Black Sabbath ) поколесить по миру и показать что есть еще сила в глотке и гибкость в пальцах, дабы струны теребить. Имя выбрали себе громкое Heaven and Hell Небеса и Ад – вроде как решить куда им отправлятся никак не могут… Ндааа… А потом отправились прямо к нам…
Во всех рекламах после громкого но увы никому неизвестного в качестве названия группы «Heaven and Hell» шли имена наших ветеранов: Ронни Джеймс Дио, Тони Айоми ( Tony Iommi ) и Гизер Батлер (Geezer Butler ), а чтоб даже склеротики вспомнили, маленькими буковками было приписано не нуждающееся в рекламе «Блэк Саббат». Стучать на барабанах дедушки пригласили своего младшего (тоже правда давно не мальчика) товарища по «Блэк Саббат», а потом барабанщика Дио( Dio ) Винни Апписа ( Vinny Appice ). К слову сказать, название Heaven and Hell пользовалось во все времена завидной популярностью. В разное время так называли свои песни и альбомы The WhoVangelisBonnie TylerMeat Loaf (этот чудак совсем недавно тоже приезжал), Joe Jackson и всякие другие, в том числе и сами «Блэк Саббат» в далеком 1980-м назвавшие так свой альбом. Не говоря уже о литературе – там это диалектическое единство противоположностей не давало покоя уже сотням. Ну и другие креативы тоже не отстают.
Как и положено звездам, путешествуют вышеназваные товарищи в сопровождении группы поддержки и длинных грузовиков -трейлеров со сверхзвуковым оборудованием.
Для тех кто не знает, с большими музыкантами обычно путешествуют те что помельче. Называется это – «Warming Up» – подогрев. Ну чтоб народ успел подтянуться, согреть замерзшие рученки, а то «козу» скрутить в сторону любимцев не получится.
То есть вроде как нам фуфло подсовывают… как когда-то при покупке, например «Библиотеки Приключений», после долгого ожидания в списках, счастливчику приходилось раскошелиться, но самое ужасное каким-то образом избавиться от полного подарочного собрания сочинений некоего товарища Крупского с картинками. Этого самого товарища издавали всегда на лучшей в стране бумаге и переплетали в самую красивую кожу, но применения – кроме разве что пресса этой макулатуре не было. А вот выкинуть было как-то неприлично.
К счастью, своего музыкального Крупского у этих ребят не оказалось, поэтому “разогревали” весьма приличные бригады, которые если и не могут равнятся заслугами, то в мастерстве особенно не уступают. Две тяжеловесные бригады: Down и Megadeth привели на это шоу немало собственных поклонников.
Погодка разыгралась в этот вечер самая что ни на есть весенняя. С утра все изрядно подраскисло на солнышке, а во второй половине бабахнул морозец, и заблестело. Короче до стоянки около МТС центра мы кое как с дядюшкой Пиргом доехали, а вот идти от машины до дверей этого очага культуры пришлось чуть ли не обнявшись. Стоянку я нарочно выбрал на улице, хотя и закрытой полно, причем за те же деньги. Просто с закрытой по окончании представления выезжать минут двадцать нужно, а учитывая специфику мероприятия и того дольше…
В общем докатились мы кое-как до двери, где меня ждало зрелище виденное последнее время только в аэропорту – личный досмотр входящих с металлоискателем и неизбежными обьятиями и похлопываниями.
– Ты фотоаппарат случайно не захватил, – подозрительно спросил Пирг, знающий о моем пристрастии к вечному…
– Шо за вопрос, – ответил с готовностью я и похлопал по карману куртки.
– От млин… идем обратно! Через этих чертей не проскочишь, – И дядюшка Пирг ткнул оттопыренным указательным пальцем в сторону ласково улыбающихся чудаков на входе, к которым тянулась тоненькая, не смотря на отсутствие турникетов очередь.
– Не понял… Че за фигня? Где написано про фотик?
– Да в билетах написано! Пошли – в машине кинешь.
И тут я вспомнил, что он сам мне об этом говорил сразу после покупки билетов. Я думал ну нельзя… ну это ж не значит что совсем нельзя… На всех шоу говорят что нельзя записывать видео и аудио, но по карманом ведь не шарят. На этот раз все оказалось серьезнее.
Короче нетвердой походкой коровы на льду двинулись в обратном направлении.
После непродолжительной борьбы с уходящим из под ног тротуаром и стояния в длинной, но быстрой очереди, мы оказались около церберов. В отличие от израильских – напуганых возможным приходом реального цуреса, а потому хмурых, здешние почти нежно, с улыбкой встречали входящих любителей рока. О, да… и любительниц.
– Добрый вечер сэр. Могу я вас сегодня проверить? – и обязательное «Плиз» – спросил мой.
– Давай, – сказал я и задрал до горы руки.
Парнишка провел металлоискателем и тот радостно засвистел, обнаружив ключи в кармане моих джинсов. Потом парень похлопал по оттопыреным карманам куртки и на свет появились два компактных бинокля в футлярах. Даже шапку снять попросил… Не знаю что уж они обычно такое в шапках проносят…
Мы внутри. Вокруг бродят со стаканчиками янтарной жидкости самые разнообразные субьекты. Некоторые из них облачены в драную джинсу, другие в клепаную кожу, третьи напялили линялые футболки и майки с жуткими оскалами черепов и надписями «Iron Maiden», «Anthrax», «AC/DC», очевидно купленые на других концертах. У некоторых сделан колючий хаер, другие патлаты, третьи бритоголовы.
Те, что постарше – остепенились и обуржуазились – просто пришли в своем обычном прикиде и с некоторой ностальгической тоской поглядывали на оторваных юнцов и рокеров-переростков со всеми возможными признаками пристрастия, нашедшими отражение в одежде.
У колонны две девицы снимали обычные футболки и надевали вместо них новые – сверкающие свежей краской с актуальными названиями: «Down», «Megadeth» и «Heaven and Hell» которые продавали тут же. Барышень в глубоко декольтированных маечках было много. Причем глубина декольте не зависела ни от возраста ни от размера бюста. Но мы тут не для этого!
Публика коротала оставшиеся до концерта мгновения в непринужденном общении за пластиковым стаканом пива. Пиво – это вообще отдельная песня… такое количество одновременно пьющих последний и единственный до сегодняшнего дня раз видел когда-то давно на праздновании «Дня Металлурга» на острове «Хортица». Там правда в продукт обильно добавляли «беленькую», чтоб деньги не на ветер… и закусывали жирной копченой скумбрией, вялеными лещами и шашлыками.

Мы тоже проделали дефиле тудым-сюдым, но демонстрировать нам было, увы, нечего, поэтому пришлось скромно отправиться на поиск мест, согласно купленных билетов.
Народу в зале собралось пока немного, а на самой арене, вместо льда застеленной чем-то напоминающим по цвету бетон, посередине распологалось рабочее место звукорежиссера, оператора или как его там – с кучей аппаратуры, светящейся многочисленными цветными огоньками и экраном. Центральная часть – непосредственно сама арена, то, что в театре называют партер, отведена была любителям попрыгать и побалаганить – обладателям «стоячих» мест. Там, как и повсюду в зале пили пиво.
Сцена, почти до края забитая горой динамиков грозно чернела слева от нас. Без предупреждения вырубили свет и тут же грянуло… Сначала барабанщик звонко и сочно постучал в «бочку», чистый звук которой приятно порадовал трепещущие от испуга и предвкушения уши. Из далекого советского детства мне запомнилось, что у многих групп того времени (совковых конечно) была вечная проблема с ударными – они никогда не звучали хорошо. А тут сочный, чистый звук – красота. Дали прожекторы и гитарный рев перекрыл все остальные звуки.
Аккустические свойства помещение арены конечно оставляют желать лучшего – и это еще слабо сказано. Это не оперный театр, где можно петь и скрипеть скрипками безо всякой электроники и будет слышно даже на галёрке. Видимо поэтому дикой громкостью звука компенсируют то, что забыли сделать архитекторы и строители, а еще за ней наверное проще скрыть огрехи исполнения. Какую фальш может услышать полуоглушенный и контуженый слушатель?
Если пока стучал барабанщик и фигачили сразу трое гитаристов было просто очень громко, то когда принялся нечленораздельно хрипеть в микрофон Фил Ансельмо (Phil Anselmo ) – ушные перепонки встретились где-то в середине головы. При особенно громких воплях, звук, многократно отраженный стенами, потолком и чем-то еще врывался в уши, атаковал со спины, бил под зад.
Немного оклемавшись от первичной контузии, я принялся в бинокль разглядывать музыкантов. Двое из гитаристов ничем особенным не отличались – обычные парни, обычно одеты, а вот третий – Кирк Уиндстин или Уиндштейн ( Kirk Windstein ) – весьма примечательный субьект – крупный лысый дядька по виду лет хорошо за пятьдесят, с бородой лопатой, в безрукавке из под которой выглядывали мощные татуированые ручищи. Добродушная морда – ему бы сказки внучкам читать, а он смешно подскакивая на одном месте, разрывает ревом своей гитары головы и уши нескольких тысяч зрителей в далеком и холодном канадском городе – за тридевять земель от родного Нового Орлеана ( New Orleans ).
Народ спасался от пробок в ушах глотая принесенное в зал пиво. За первой композицией (назвать это песней не повернется язык ) последовала вторая – ничем как по мне не отличающаяся.
Барабанщик «Даунов» периодически вставал из-за своей установки и сложив палочки в подобие креста тыкал этим в зал, словно спасаясь от нападающей на него нечистой силы – «Вия» обсмотрелся не иначе.
Около огромной колонки справа с надписью почему-то «Metallica» мирно дремала сидя на полу некая девица, с согнутыми как у кузнечика колючими коленями.
Запахло чем-то знакомым с детства… Так пахли сжигаемые дворниками сухие осенние листья во дворах многоэтажек. А потом жечь листья запретили – что-то там канцерогенное выделяют… Говорят так же пахнет… О! Народ забил косячек. И точно – там сям в толпе зрителей виднелся мерцающий красный огонек, и поднимались облачка сизого дыма. Ндааа… а фотоаппарат проносить значит нельзя. А как же пожарная безопасность, на которой тут все просто помешаны?
На лестнице слева от наших мест стояла мощная тетка в форменной жилетке арены. Она зорко высматривала пыхнувших и других безобразников, но добраться до них не могла – нельзя же покидать пост, да и пойди, продерись к ним по ряду плотно сидящих, стоящих и идущих зрителей, у доброй половины которых хотя бы по одному стакану пива в руках. Поражаюсь я стойкости и глубине чувства долга этой женщины – выживать в этом грохоте покруче работы на асфальтоукладчике будет.
В промежутке между воплями под музыку, Фил Ансельмо орал нечто запросто так. Чего он там хотел не знаю. Кроме известного слова «фак», нескольких местоимений и предлогов не понял почти ничего. Что-то там про факин кэнэдиэнс… Судя по тому как публика на площадке перед сценой реагировала, его высказывания задевали, но не настолько чтоб прорваться через кордон охраны и металлическое ограждение и начистить рыло. Мне же обидно не было совсем – во первых я пришел не на него, во вторых – я как бы это сказать… не совсем пока еще “кэнэдиэн”, ну и самое главное – ну кого интересует что думает обдолбаный и бухой америкос… ну ведь не Киркоров ( Filipp Kirkorov ) же в самом деле, хотя тоже Фил! Одну фразу мне все-таки удалось разобрать. Большим разнообразием она не отличалась, и факов в ней было не меньше, но на этот раз они относились к нашей «факин погоде», такому же «факин Сноу» и т.д. Ну что тут возразить? Самим надоело.
Фил, видимо чтоб не упасть, крепко держался за микрофонную стойку. В конце концов, стойка не вынесла издевательства и рухнула на пол, оставив микрофон в руках неустойчивого парня. Микрофон вещь конечно хорошая – в него можно орать, но как опора совершенно бесполезен. Дремавшая до сих пор девица проворно вскочила и слегка пригнувшись, кинулась поднимать стойку. Фил злобно на неё что-то прорычал мимо микрофона и замахал руками, а потом даже помог ей свалить пинком под тощий зад. Оказавшаяся долговязой девица, ободренная помощью сзади, шмыгнула к своей колонке и вернула колени в исходное положение. Фил вновь обрел устойчивость в обнимку со стойкой и заорал пуще прежнего. Трудно поверить, что этот парень сочинял и исполнял мелодичные композиции с группой «Пантера» (Pantera ).
Толпа перед сценой бурлила и волновалась, повинуясь нечленораздельным выкрикам вокалиста «Даунов» и своей собственной логике. На сцену, прямо через головы охранников кто-то ловко швырнул раскуреную козью ножку… Фил поднял, хрипло поблагодарил, затянулся и пульнул обратно. Еще он брызгал минералкой из бутылки на себя, своих товарищей –«Даунов» и ближайших зрителей с охранниками заодно. Потом сказал, что ему пора закруглятся, ведь мы все пришли не на него, а на «факин» «Блэк Саббат» и заставил толпу скандировать «Блэк Саббат! Блэк Саааабат!». Как в нашем хороводном детстве, охочие до подарков в картонных лукошках малыши изо всех сил звали: «Дееедушкааа Маааарррроооооз!!!»
Критики мне всегда говорят – разбавляй повествование диалогами… И я стараюсь это делать… Чес слово! Но за время выступления группы «Даун» диалогов быть не могло. Увы. Дядюшка Пирг что-то конечно орал сквозь рев гитар, но у него не было шансов. Я тоже попытался – с тем же успехом. Во время же коротких пауз между песнями мы сидели контуженые и просто наслаждались относительной тишиной. Какие там диалоги…
Обьявили перерыв и вся толпа двинулась в фойе охлаждать разогретые реактивными струями звука тела. Почему реактивные? Да просто потому, что по громкости могли бы легко заглушить движки какого-нибудь джет файтера. Я поднялся со своего места и едва снова не упал. Похоже уши, ответственные как известно за равновесие с задачей справляться перестали.
– Ну ты живой вообще? – спросил дядюшка Пирг, сочуственно созерцая мои жалкие попытки прочистить заложеные уши.
– А? Что? Да, живой я! Но звукорежиссеру его ВСЁ оторвал бы прям сейчас! На кой спрашивается хрен доводить дело до резонанса? Это и так музыка не супер, а с таким звуком – вообще кошмар!
Через пару-тройку минут пришли в себя и предались воспоминаниям о днях молодости с катушечными магнитофонами, вольной перезаписью долгими ночами и собственными попытками орать что-то в дешевые советские микрофоны или терзать сооруженные из подручных средств ударные установки и струны самодельных «Гибсонов» (Gibson Guitar Corporation), подражая далеким западным рок-кумирам. Что характерно – прошло лет двадцать, а кумиры остались те же… А где же мОлодежь?
Отдыхая, публика с жадностью заблудившегося в пустыне верблюда заглатывала галлоны пива, причем что интересно безо всякой к нему воблы. Даже аллергеном-арахисом закусывали лишь немногие. Девочка продававшая мороженое скучала без дела. Бродили патлатые дядьки с глубокими залысинами на макушках, молодые совсем девочки и мальчики с пирсингом в самых неожиданных местах и другие – совершенно цивильного вида старшеклассники. Попадалось несколько пузатых и лысоватых папаш, приведших своих тинэйдж-отпрысков обоего пола на концерт кумиров своей молодости, наверное чтоб дать понять этим недорослям что сами тоже не лыком шиты. Возраст аудитории варьировался по моим прикидкам от 15 до 55, с возможными исключениями в обоих направлениях.
Маечки приятно подчеркивали размеры бюста, а обтягивающие джинсы и кожаные штаны – размеры и формы филейных частей и все это через слегка мутновато-янтарные пивные стаканчики и добродушный пьяненький прищур. Но первым делом как известно самолеты!
Со стороны входа в зал доносились ржавые стоны настраиваемых гитар. Мы потихоньку двинулись на звуки и оказались в небольшом тоннельчике, соединяющем зал с фойе как раз в тот момент, когда следующие участники концерта «вдарили». Легким бризом, пропитанным пивными парами и дымом марихуаны встретили зрителей первые быстрые звуки «Мегадет». Парни с похожими на стрелы гитарами «лабали» бесстрастно, но мастерски. Звук был несколько лучше ( читай тише ), ну и музыка этой группы – мелодичная и вместе с тем быстрая, со сложными гитарными соло, мощными басами и весьма приятным барабанным стуком мне нравится намного больше, несмотря на маловыразительный вокал. К тому же резонанс возникал значительно реже, да и уши к этому моменту маленько подоглохли, так что слушать стало менее мучительно.
Интересно, что шум на некоторых действует усыпляюще, или просто срабатывает некая защитная реакция организма и человек впадает в анабиоз? Короче я с удивлением обнаружил, что сидящий слева от меня пацан спит, просыпаясь только в паузах и недовольно щурясь на свет прожекторов. Наконец он натянул капюшон своей куртки на глаза и больше не просыпался до следующего перерыва.
Несколькими рядами ниже “торчал” длинный парнишка лет двадцати и тряс башкой ну просто совершенно немысленным образом. Прям метроном какой-то. Думаю многие зрители позавидовали крепости и выносливости мышц его шеи и позвонков – два часа беспрерывно трясти башкой под такую музыку. Это все-таки не «Подмосковные вечера». То там, то сям люди выкидывали руку с «козой» в такт музыки.
«Мега-дезники», во главе с Дэйвом Мастэйном (Dave Mustaine ) – белобрысым двойником Криса Кельми (если кто еще помнит этот удивительный плод дружбы народов, потому что Википедия о его существовании даже и не подозревает) играли очень аккуратно, не делая ни одного лишнего движения – как на работе. Отгремели от сих до сих, отревели положенное время и ни слова не говоря ушли отдыхать. После их выступления немного просветлело в голове, несмотря на наличие отсутствия всякой страсти со стороны артистов… Ну не горят парни сцене – отгорели за почти четверть века выступлений – но играть хэви метал знают – этого у них не отнять – родоначальники американского трэша как никак.
Просветленные мы отправились приобщаться к северо-американской пивной рок культуре. Пиво, правда было только одного сорта – Moosehead, зато вполне приличное – тут так не разбавляют.
Народ тусовался уже намного шумнее и веселее чем на первом перерыве и тем более перед началом концерта – к главной части подвалило больше, да и пиво с «травкой» сбрасывать со счетов не нужно. А уж его-то выпито… Хватит чтоб наполнить местный обводной канал ( Red River Floodway ). В течение первых двух отделений я все думал ну что эти люди все время шастают – то за пивом, то обратно, то вроде как просто куда-то – ведь концерт же, а тут вдруг понял! Ну за пивом это просто – «Жажда всё!», но если человек вскакивает посреди выступления и с озабоченной заточкой быстро-быстро пробирается к выходу, поднимая по дороге весь ряд зрителей и оттаптывая носки их ботинок… а потом возращается через пять минут повеселевший и умиротворенный, то куда он ходил? В общем пузыри у этих канадцев не очень… слабенькие будут. Терпеть не научены. Кстати тут когда я говорю канадцы, я имею в виду белых потомков выходцев из Европы, потому что во всем зале если и был кто-нибудь, принадлежащий к «видимым меньшинствам», то был он один и то случайно. Интересно что Канаду, где этот термин «видимые меньшинства» (Visible minority) используется для того чтоб обеспечить максимальное равенство рас при устройстве на работу, ООН недавно обвинила в расизме… правильно – за использование этого самого термина. Так что если у белого человека что и осталось еще в этом мире, так это хэви метал рок! Ура!
Допили стаканы своего «Лосиноголового» и решили выдвигаться к своим местам чтоб заодно и на подготовку к долгожданному и выстраданному выступлению «Сабатов» поглазеть. Сцена уже была свободна от аппаратуры разогревавших комманд и места на ней теперь было значительно больше. Декорации представляли собой изображение средневекового замка с каменными стенами, арками готического изгиба и черными тусклыми фонарями. Задний план представлял собой экран, на который обычно проецируют недостающие декорации компьютерными проекторами или подкрашивают необходимым цветом при помощи разноцветных ламп. По сцене хаотично носился мужик и чирикал что-то неразборчивое в микровон, нагибаясь при этом к колонкам-мониторам на краю сцены и прислушиваясь. «Ррррраз, рррраз, раз-два-три, один-один-один».
Зрители на нетвердых ногах возвращались в зал, неся еще по дозе-другой пива.
Когда наконец заиграли «Блэк Саббат», стало понятно что они и есть тут главные. Во первых звук был несравнимо лучше – можно было различить каждую струну бас гитары, звук которой ощущался всем телом, каждый удар барабанной палочки пулей впивался в тело.
Зрители встретили музыкантов стоя. Зал был уже почти полон. Сидевший на ряд ниже чудак, до этого лишь пару раз застенчиво поднимавший «козу» – теперь торчал во всю, а «метроном», отдохнувший за перерыв снова вернулся к своему ритмичному занятию.
Запел Дио – тощий, похожий на гербарий старичок с хищным носом и длинными волосами, одетый в обтягивающие черные штаны и черную же футболку и тут же стало ясно, что с выходом на пенсию ему можно повременить. Он мощно пел свою чертовщину под мощные гитары и мощные барабаны и все вместе звучало весьма значительно. Его голос звучал агрессивно и довольно чисто, несмотря на далекий от совершенства звук. На заднем плане разыгрывались создаваемые световыми эффектами какие-то кровавые сцены, а публика так и простояла до конца первой композиции.
Конец первой композиции был встречен «бурными апплодисментами переходящими в нескончаемые овации». Поднимавшийся по ступенькам абсолютно бухой чувак, скромно принявший ажиотаж на счет своего появления, замахал на апплодирующих руками – «Ну что вы, что вы»… и улыбнувшись счастливой хмельной улыбкой немного подирижировал. На него никто не обратил внимания, разве только я… и он потащил дальше свой переполненный пивом и радостными впечатлениями организм.
Потом были еще знакомые, смутно знакомые и совсем незнакомые композиции, еще кровавые сцены на полотнище экрана, еще мощные и глубокие басы и виртуозные гитарные соло господина Айоми. Играли и он и его коллега – басист Батлер со спокойным достоинством и без неподобающих мэтрам выдергиваний. Публика жгла в нарушение всех правил свои зажигалки, салютуя ветеранам рока, и никакие распорядители не были в состоянии этому помешать.
И все-таки британский рок нравится мне больше американского. Британская музыка ближе к истокам, более мелодична, партии различных иснтрументов лучше проработаны и как результат – слушать гораздо приятнее. Это как вечный спор Нового и Старого света – один из них более современный, доведенный технологиями до совершенства, а другой называется одним словом – классика.
– Как нам добиться чтоб трава на лужайке была как у вас, – спрашивает американец англичанина.
– Очень просто… Посадите траву, поливайте её и стригите и лет через 600 у вас будет точно такая же, – скромно отвечает англичанин.
В хоре петь может любой, а вот соло… И таким солом нас порадовал господин Аппис. Пока его товарищи отдыхали, он забивал невидимые гвозди, тысячами разлетавшиеся из мощных динамиков, чтобы приколотить нас – зрителей к нашим креслам. Еще немного поиграли, даже сиграли на запланированный бис последнюю композицию и отправились to Heaven, to Hell или еще куда-нибудь, хотя лично я подозреваю, что в отель. Лимузин, стоявший неподалеку дожидался скорее всего именно их.
Возбужденная и подвыпившая толпа растекалась по окрестным парковкам, чтобы двинуться к местам проживания – выходные закончены… Завтра нас ждет еще один день на пути to Heaven или to Hell – это уж как получится.

Leave a Reply